Чем и как занять младенца в первый год жизни

Малышу необходимо ваше присутствие, ваше сердечное участие, внимание и любовь. Это рождает в нем ответное чувство любви и признательности, чувство физической и психической защищенности, ощущение надежности.

Создайте вокруг ребенка атмосферу радости, бодрой активности умелым подбором игрушек, организацией среды, общением с ним. Опираясь на возрастающие познавательные способности ребенка, приобщайте его к миру вещей, явлений, людей. Обучайте его новому, интересному в увлекательной игровой форме.

Мудрость педагогики раннего детства заключается в том, чтобы умело руководить поведением младенца, понимать его потребности и вовремя удовлетворять их, но в то же время не стать рабом этого маленького существа, которое вскоре будет пытаться диктовать вам свою волю.

Мудрость воспитания заключается и в четком знании возрастных возможностей малыша, так как темп его развития необычайно велик: на протяжении всего лишь года он учится самостоятельно ходить, говорить, мыслить и поступать. Внимательно присматривайтесь к нему, помогайте во всем, но не ломайте индивидуальности, создавайте все условия для проявления его самостоятельности.

С рождения до трёх месяцев

С момента рождения включайте младенца в общение со взрослыми в семье. Окружите его вниманием и лаской, давайте понять, что он любим и желанен. Любую из процедур (переодевание, подготовку малыша ко сну или кормлению) сопровождайте ласковой речью, нежной улыбкой, легкими поглаживаниями. Взяв на руки, напевайте ему какие-нибудь песни, целуйте. В обстановке тесного эмоционального контакта ребенок спокоен, радостен.

Ласково разговаривая, старайтесь поймать его взгляд. Малыш день ото дня все дольше будет задерживать свой взгляд на вашем лице, рассматривать его. Это полезное упражнение для его глаз.

Взяв ребенка на руки, изредка придавайте ему вертикальное положение, поддерживая его головку плечом, щекой. Ему интересна такая поза. Кроме того, тренируются мышцы шеи, спины. Такие упражнения полезны после кормления, чтобы малыш срыгнул воздух.

Новорожденный часто гримасничает. В числе таких гримас и «физиологическая улыбка». Постарайтесь в момент ее появления ласково разговаривать с младенцем, улыбаясь и поглаживая его. Ваши действия служат подкреплением действиям ребенка, и вскоре в ответ на ваше обращение на его лице начнет появляться осознанная улыбка. Теперь уже он пытается голосом, движениями рук и ног выразить свой восторг.

На стене, сбоку от кроватки, закрепите один-два воздушных шара или яркую сверкающую вертушку. При небольшом дуновении воздуха они приходят в движение. Малыш учится смотреть и перед собой, и в сторону.

Подойдя сбоку, покажите младенцу игрушку, мелодичным звоном привлеките к ней внимание. Теперь начинайте плавно передвигать ее из стороны в сторону. Главное, чтобы ребенок учился не только взором, но и поворотом головы удерживать предмет в поле своего зрения.

От трёх до шести месяцев

Учите малыша находить объект по звуку. Позванивайте погремушкой то справа, то слева. Ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук. Нашел! Дайте ему в руки погремушку. Сами ласково окликайте малыша то с одной, то с другой стороны.

Учите брать игрушку с разных сторон, удерживать ее. Как только малыш научится брать игрушку из рук взрослого, приучайте удерживать по игрушке в каждой руке, брать игрушку сбоку. Теперь он подолгу занимается ими: потряхивает, постукивает, грызет, т. е. обследует предметы.

Ребенок чутко улавливает интонацию взрослого. На укоризненный тон замолкает, может расплакаться. Радостно улыбается на заигрывание типа «Баран-баран», когда вы приближаете свой лоб к его лбу, приговаривая: «Баран, бе! Баран, бе!»

Поддерживая ребенка под мышки и напевая плясовую, помогайте ему то присесть, то привстать, «пружинить» ногами. Это и интересно, и полезно, так как развиваются мышцы ног, спины, живота.

Если малыш капризничает, возьмите его на руки, походите по комнате, останавливаясь то у окна, то у стола. Разговаривайте с ним, показывайте предметы в комнате: «Вот часики тик-так! Тик-так! А вот лампа на столе горит/не горит!»

Поднесите малыша к зеркалу. Он тут же тянется к нему, затем начинает переводить взор от своих рук к изображению их в зеркале. Покажите малышу свое отражение («Мама!») и его собственное («Коля!»).

В тихой обстановке вы слышите, как малыш начинает гулить, а вскоре уже произносит отдельные слоги: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма!» и другие, упражняя артикуляционный аппарат. Не отвлекайте его.

С детьми можно уже играть:

Ку-ку! Малыш лежит на животе, опираясь на выпрямленные руки. Появляясь то с одной, то с другой стороны от него так, чтобы ваше лицо было на уровне его лица, весело произносите: «Ку-ку!» Малыш начинает ждать вашего появления, поворачивается то в одну, то в другую сторону, и, увидев вас, заливается смехом.

Кто у нас хороший? Вы подходите к ребенку, приговаривая:

«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Пашенька хороший!
Пашенька пригожий!»

Когда малыш понимает, что речь о нем, радуется.

Коза рогатая. Сделав «рога» (выдвинув вперед мизинец и указательный палец), произносите нарочито строгим голосом:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, молока не пьет?
Забодаю! Забодаю!

Ребенок ждет ваших действий, следит за «рогами», а когда «рога» бодают (слегка щекочут), смеется.

По кочкам. Ребенок сидит у вас на коленях, поддерживаемый под мышки. Приподнимая колени одновременно или попеременно, приговаривайте два раза:

Прыг по кочкам!
Скок по кочкам!
И в ямку — бух!

Чуть разведите колени, чтобы малыш слегка провалился.

Поехали! Раскачивая из стороны в сторону малыша, сидящего между колен, как в люльке, приговаривайте:

Поехали, поехали!
С орехами, с орехами!
На горку — прыг! (Слегка подбрасываете его вверх.)

Горох. Ребенок стоит на ваших коленях, поддерживаемый под мышки. В соответствии с текстом вы помогаете ему пружинить ногами: то сгибать, то выпрямлять их в коленях.

Баба сеяла горох. Прыг-скок! Прыг-скок!
Обвалился потолок. Прыг-скок! Прыг-скок!
Баба шла, шла, шла. Пирожок нашла.
Села, поела. Опять пошла.

Не всегда нужно занимать ребенка. Приучайте его самостоятельно находить для себя занятие.

От шести до девяти месяцев

Найди где. Раньше вы подносили ребенка к часам и показывали: «Часи-ки тик-так!» Теперь же можно спросить его: «Где часики тик-так?» Он тут же поворачивает голову в сторону часов: «Молодец!» Но уберите часы, и на ваш вопрос малыш повернет голову в ту же сторону и будет ждать вашей похвалы, не смущаясь отсутствием часов. Поэтому учите ребенка находить предмет: ставьте часы то в одно, то в другое место, то близко, то далеко, каждый раз повторяя: «Где часики тик-так?» Когда он научится отыскивать их в любом месте, предлагайте поискать еще 2—3 предмета. Так малыш знакомится с новыми предметами, их названиями.

Где носик? Мама держит сына на руках. Подойдя к зеркалу, спрашивает малыша: «Где мама?», «Где Саша?» Усложняет вопросы: «Где у мамы носик? А у Саши? А где твои глазки? Ручки?»

На, дай! Протягивая малышу игрушки, произносите: «На!» Затем просите: «Дай!» Потяните игрушку к себе: «Дай!» Вскоре можно играть с ребенком в игру «На, дай!»

Где наш Миша? Ребенок должен понять, как его зовут. Окликайте его на расстоянии, вблизи: «Где наш Миша? Ах, вот он где, наш Миша! Это ты — Миша? Молодец, Миша!»

Помашем ручкой. Разучивайте с ребенком «движения вежливости». «До свидания!» — машет рукой. «Здравствуй! Спасибо»!— кивает головой.

Кисс! Покажите мягкую игрушку кошку: «Киса! Кссс!» Малыш, трогая кошку рукой, а потом все мягкое, пушистое, будет сам называть: «Кссс!» Всех кукол, матрешек: «Ляля!»

Достань сам! Малыш умеет ползать, а к восьми месяцам сам садится. Чтобы он развивался также успешно и дальше, помогите ему: поставьте на низкий столик игрушку. Он увидит, подползет и начнет вставать, держась за ножки стола (убедитесь, что стул достаточно устойчив, чтобы малыш не опрокинул его на себя). Освоив это движение, он стоит уже спокойно; опираясь на локти, играет с игрушкой. Тогда поставьте недалеко друг от друга две-три игрушки. Ребенок встал, достал одну игрушку, а ко второй не дотянется. Не спешите с помощью. Он сам догадается и начнет переступать вдоль стола. Теперь уже малыш активно передвигается всюду где ползком, где переступая от предмета к предмету. За ним нужен глаз да глаз, а то ненароком будет сдернута скатерть со стола, открыты дверцы шфафов, на кухне будут рассыпаны пакеты с крупами, кастрюли.

Чем играть малышу?

Малыш подолгу и с увлечением начинает действовать с игрушками, предметами быта. Подберите игрушки разного размера, ярких расцветок, разнообразной фактуры и звучания: погремушки, мячики, кубики, собачки, кошки, куклы, мишки, зайцы. Ребенка интересуют предметы домашнего обихода: мыльницы, коробочки, миски; очень нравится кухонная утварь: кастрюли, ковши с крышками, ложки, поварешки.

Задача взрослого — показать малышу разнообразные способы действий.

Катись, мячик! Покажите, как мячик катится по полу. Малыш тут же пытается подражать вашим действиям. Конечно, это скоро ему надоест, тогда предложите скатывать мяч с наклонной поверхности крышки ящика, а потом складывать мячи в него. Среди мячей положите один-два кубика. Пусть ребенок сам путем проб поймет, что с кубиком нужно играть иначе.

Кубик на кубик! Покажите, как нужно ставить кубик на кубик, чтобы получилась большая башенка. Направляйте руку малыша, когда он пытается подражать вашим действиям. А теперь пусть сам попробует то же сделать с мячами.

Куда игрушки спрятались? Мелкие (диаметром 2—3 см) деревянные и пластмассовые шарики, кубики, колечки опускайте в коробку. Малыш с удовольствием начнет делать то же. «Где игрушки? Спрятались? А теперь перевернем коробку. Вот они где!» Можно игрушки опускать в кувшин, в глубокую миску и т. д.

Новое открытие. Возьмите для игры круглый пластмассовый цилиндр (типа школьного круглого пенала), небольшие шарики и кубики. Оказывается, шарики можно опустить в цилиндр и они выкатятся с другой стороны, а кубики — нет, не проходят. Вскоре малыш начнет отбирать для проталкивания только шарики. Вот и первые представления о величине и форме!

Сказочные кубы. Пластмассовые полые кубы (двух размеров) можно использовать для постройки башенки, как вкладыши, а можно и просто рассматривать, если вы наклеите на их стороны яркие картинки, понятные малышу: кошка, собака, птичка и т. д.

Открой — закрой! Дайте малышу поиграть с кастрюлькой с прикрепленной на шнуре крышкой (не стеклянной). Он сам открывает и закрывает её крышкой, может опустить вовнутрь небольшие предметы, вытащить их, снова закрыть бидон. К отдельным мелким предметам (колечки и др.) можно прикрепить шнурок. Опускать предметы и вынимать их можно, потянув за шнур.

Колечки. Хороши для игр кольца пластмассовые и деревянные, плоские и дутые, разных размеров и расцветки. Маленькие можно рассыпать по полу, предложить ребенку собрать их в корзинку или нанизывать их на стержень. Большие кольца катают, надевают на руку малышу, уточняя значение слов «надень», «сними» и др.

Перекличка. «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма!» — громко произносит малыш. Улучив момент, включитесь в общение и вы. Произносите те же слоги. Ребенок затихает прислушиваясь, затем повторяет и будет ждать вашего ответа. Отвечайте! Потом попробуйте включить в общение новые слоги. Он: «Та-та-та! Вы: «Да-да!»

Ку-ку! Закройте лицо руками, откройте, произнесите: «Ку-ку!» Также закрывайте и открывайте лицо малыша: «Ку-ку!» Он радуется, ожидает продолжения игры.

Накиньте на голову легкую пелёнку, приблизьте лицо к ребенку, скажите: «Ку-ку!» Он тут же стаскивает пелёнку. Накиньте пелёнку на его голову: «Ку-ку! Где наш Олежка? Ку-ку!» Он сдергивает косынку, радуется.

Поехали! Посадите малыша на свою вытянутую ногу, держите его за руки. Плавно опуская и поднимая ногу, говорите:

Поехали, поехали с Андрюшкой за орехами!
Поехали, поехали и в ямку — бух! (Опускаете ногу.)

Ладушки. Хлопая руками ребенка, приговариваете:

Ладушки, ладушки! Где были?
У бабушки!
Кашку варили, деток кормили.
Полетели, полетели! На головку сели!

Развлечения. Посадите малыша в детском кресле за кухонный стол, дайте ему ложки, поварешку, мыльницы. Устройте показ заводных игрушек. Закрывайте и открывайте руками малыша фонарик, который то зажигается, то гаснет. Предложите ребенку в свободное пользование газетный лист и посмотрите, что он будет а ним делать.

От девяти до двенадцати месяцев

Малыш начинает понимать речь взрослого и с удовольствием выполняет его просьбы: «Принеси мяч!» В ответ он приносит все мячи, какие у него есть, и даже может отыскать его изображение среди других картинок. Знает имена близких родных, узнает их изображение на фотографии.

С удовольствием включается в разнообразные переклички, к году может произносить до 15 слов. Здесь и укороченные слова типа «На!», и облегченные: «Ляля, киса», и простые: «Мама, папа» и др.

Малыш любит залезать на чемоданы, скамейки, подушки от дивана, с удовольствием поднимается и спускается по ступеням, удерживаемый взрослым.

Подолгу манипулирует игрушками: открывает и закрывает коробочки, снимает и надевает колечки на стержень, засовывает и вынимает вкладыши. Любит заниматься предметами домашнего обихода: открывать чемоданы, дверцы шкафов, выкладывать все из хозяйственной сумки.

Теперь можно приучать ребенка к специфическим действиям с сюжетными игрушками: куклами, зайцами, мишками, собачками и т. д.

Игрушки оживают. Покажите и объясните ребенку: лошадка пьет воду из ведра; зайка ест: «Ам!»; матрешка спит: «Бай-бай!»; кукла пляшет: «Ля-ля-ля!»; мишка ходит: «Топ! Топ!» Малыш наблюдает, затем сам начинает действовать с игрушками, с удовольствием показывает, как топает мишка, как пляшет кукла и т. д. По предложению взрослого обнимает куклу, жалеет ее, ругает (грозит пальчиком: «Ну-ну!») и т. д.

Картинки. Предложите малышу взять в руки куклу, чтобы он выбрал ее из двух-трех игрушек, покажите две-три яркие картинки с изображением отдельных предметов и спросите: «Где кукла? Покажи лялю!» А после спросите: «Кто это? Ляля?» Так малыш учится находить игрушки, их изображение на картинке и называть их.

Игры-забавы. Малышу не надоели игры типа «Коза рогатая», «Поехали» и т. д. В ответ на слова взрослого «Догоню-догоню!» малыш со смехом убегает.

В игре «Комарик» взрослый выставляет указательный палец, вертит им вокруг малыша, приговаривая: «Бзззз!», внезапно опускает то на шею, то на руку. Ребенок с замиранием ждет, куда «сядет» комарик, смеется.

Старинные народные песенки-потешки интересны и понятны ребенку.

Потешки и прибаутки

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!

Петя, петя-петушок!
Золотой гребешок!
Что ты рано встаешь?
Тане спать не даешь?

Большие ноги шли по дороге. (Вместе с малышом идти вперевалочку.)
То-о-о-п! То-о-о-п!
Маленькие ножки бежали по дорожке. (Бежать маленькими шажками.)
Топ-топ-топ!

Сорока-сорока! Кашку варила, деток кормила:
Этому дала! Этому дала! (Загибать пальчик за пальчиком.)
А этому не дала!
Он кашу не варил, он деток не кормил,
В лес убежал да и спрятался!

Песенки перед сном

А баиньки-баиньки, купим сыну валенки,
Наденем на ножки, пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.
Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.
Уж поздно, сынок. Ложись на бочок.
Баю-бай! За-сы-пай!
Вот и люди спят, вот и звери спят.
Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке, утки на муравушке.
Дети все по люлечкам спят-поспят.
Всему миру спать велят.

Котя, котик, коток, котя-серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать, мою деточку качать!
Баю-бай! Баю-бай! Мой сыночек, засыпай!
Баю-баюшки-баю! Баю деточку мою!

Прилетели гулюшки, садились на люлюшку,
Они стали гурковать, стали Ванечку качать:
«Спи, Ванечку, засни. Угомон тебя возьми».
Баю-баюшки-баю, баю деточку мою.

Баю-бай-баю-бай! Ты, собачка, не лай!
Белолапа, не скули! Мою Олю не буди!

Утренние побудки

Потягушечки, потягушечки!
На Валю растушечки,
На кошку лентушечки!
Дыбочек, дыбок!
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок! Дыбок! Целый годок!

Вот проснулся петушок, встала курочка.
Подымайся, мой дружок!
Встань, мой Юрочка!
Потягунушки-потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножках ходунушки, а в ручках хватунушки,
А в роток говорок, а в головку разумок!

Напевая плясовые народные напевы, побуждайте малыша пританцовывать. Предлагайте слушать колыбельные, танцевальную музыку. Учите слушать классическую музыку, включая на 10—15 минут записи произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Рахманинова.

С. Теплюк, кандидат педагогических наук